К содержанию
Размер шрифта:
А
А
А
Цвет страницы:
Ц
Ц
Ц
Ц
Ц
Дополнительно
Графика:
монохромные изображения
включить/отключить
Кернинг:
стандартный
средний
большой
Интервал:
Одинарный
Полуторный
Двойной
Гарнитура:
С засечками
Без засечек
Вернуть стандартные настройки
Обычная версия сайта
Скрыть дополнительнительные настройки
Главная | Новости | История одной картины. Кузнецов Фёдор Устинович. Автопортрет на пленэре

История одной картины. Кузнецов Фёдор Устинович. Автопортрет на пленэре

История одной картины. Кузнецов Фёдор Устинович. Автопортрет на пленэре

Холст, масло, 1978г.

 

Автопортрет — один из самых сложных жанров живописи сразу по нескольким причинам. Во-первых, не так-то просто позировать самому себе; во-вторых, не только художнику, но и любому другому человеку нелегко описать себя одновременно и достоверно, и избежать при этом преувеличений. Федор Устинович изобразил себя на фоне так горячо любимой им природы средней полосы России. Называется эта работа «Автопортрет на пленэре», она совмещает в себе не только портрет, но и пейзаж.

На картине мы видим художника в поисках живописного вида, пробирающегося сквозь густые заросли иван-чая. С этюдником, в повседневной рабочей одежде, он, опираясь на березовую палку, внимательно всматривается в даль. Пытливый зритель наверняка обратит внимание, что свой посох художник держит в левой руке, и это неслучайно, ведь Федор Устинович левша. Казалось бы, идеальное место для работы им еще не найдено, и вид открывающийся зрителю картины вполне повседневный и ничем не выдающийся. Но, стоя перед этим полотном, невозможно не залюбоваться изображенным на ней пейзажем.

Создавая автопортрет, Федор Устинович намеренно не поместил себя в центр картины, отдав его широкому летнему лугу, тем самым говоря практически прямым текстом о том, что природа родного для него края прекрасна всегда — с какого ракурса ни смотри.

Имеет смысл обратить и на еще одну интересную деталь: в правой верхней части портрета можно увидеть белесый месяц, хоть на картине запечатлен день. И это вовсе не выдумка художника —такое необычное природное явление нередко можно наблюдать в средней полосе России. Даже сделав главным героем картины себя, Федор Кузнецов остается верен своему творческому кредо пейзажиста, когда внимательный глаз художника подмечает даже самые малые детали.

Федор Устинович пробовал себя в самых разных жанрах — натюрморте, пейзаже и портрете. Изобразительному искусству он обучался заочно во Всесоюзном институте культуры на протяжении десяти лет, с 1955 по 1965 год. Он поступил в учебное заведение достаточно поздно, почти в тридцатилетнем возрасте, будучи к этому моменту уже участником и даже дипломантом ряда выставок. Так, за портрет ветерана Великой Отечественной войны Боковикова художник был награжден в 1985 году медалью Всесоюзного смотра самодеятельного творчества, приуроченного к 40-летию Победы. Тем не менее, будучи человеком, тонко чувствующим красоту природы, Федор Устинович основным жанром для себя выбрал пейзаж. Ряд своих картин он преподнес в дар Узловскому художественно-краеведческому музею. Среди этих работ и автопортрет художника.