К содержанию
Размер шрифта:
А
А
А
Цвет страницы:
Ц
Ц
Ц
Ц
Ц
Дополнительно
Графика:
монохромные изображения
включить/отключить
Кернинг:
стандартный
средний
большой
Интервал:
Одинарный
Полуторный
Двойной
Гарнитура:
С засечками
Без засечек
Вернуть стандартные настройки
Обычная версия сайта
Скрыть дополнительнительные настройки
Главная | Новости | Экспонат дня. Филимоновская игрушка

Экспонат дня. Филимоновская игрушка

Экспонат дня. Филимоновская игрушка

Филимоновская игрушка появилась в Тульской области в небольшой деревне Филимоново Одоевского района. По некоторым сведениям этот промысел появился более тысячи лет назад и существует по сей день. Сейчас филимоновская игрушка практически не изменилась, а местные мастерицы до сих пор передают знания из поколения в поколение.
Местность не славилась богатым урожаем и тогда крестьяне нашли выход – гончарное дело. Мужчины лепили кирпичи для постройки домов, делали кухонную утварь, а женщины собирали остатки глины и создавали игрушки для детей. Первое время лепили для себя, для развлечения детей, а потом уже стали продавать изделия на местных ярмарках, затем ездили на базары в ближайшие города и поселки.Секреты лепки бабушки рассказывал детям и внукам, которые приобщались к семейному промыслу с малых лет. Уже в восемь лет девочки умели создавать незатейливые фигурки из глины, а к двадцати годам имели неплохое приданное, собранное на продаже разноцветных “свистулек”.К середине XIX века промысел стал известен и за переделами Тульской области. По всей стране любили яркие глиняные фигурки, покупали их на ярмарках и дарили детям. В этот период практически все семьи в деревне Филимоново жили за счет гончарного дела. Однако популярность изделий пошла на спад в начале ХХ века. Люди искали новые способы заработка, число мастеров и мастериц сократилось. В деревне осталось всего три женщины, которые не бросали свое ремесло и продолжали лепить из глины. Производство улучшилось в 50-ые годы, когда люди вновь стали интересоваться филимоновскими игрушками. Народный промысел быстро вернулся в прежнюю колею, мастерицы снова взялись за создание глиняных фигурок. Уже в 80-ых годах популярность местного народного промысла достигла новых высот благодаря созданию творческой группы из выпускников художественно-промышленного лицея.
Большинство изделий, созданные филмоновскими мастерицами, являются «свистульками». Изображают животных и людей. Сюжеты традиционны – барыни и крестьянки, солдаты в форме, влюбленные деревенские пары, барышни в длинных сарафанах и пареньки в лаптях, наездники на лошадях. Если изображают животрных, то они тоже исконно русские – медведи, петухи и курочки, бараны и овцы, коровы, лошади, лисы и волки.
Игрушки никогда не славились наличием мелких проработанных деталей. Если изображалась барыня, то в длинной юбке-колокол, со шляпкой на голове. Если делали мужчину (чаще всегоэто были солдаты в военной форме), то ему создавали мундир с погонами, фуражку с козырьком и сапоги с небольшим каблуком.
Животные имели тонкую талию и длинную изящную шею. Различить их друг от друга позволял или окрас фигурки, или характерные рога с ушами. У коней – небольшие коричневые ушки, у баранов – круглые рога, у коровы – рога-полумесяцы.
Филимоновские игрушки считались и символами. Например, медведь считался символом могущества, женщина являлась олицетворением великой природы и считалась Матерью-кормилицей, продолжательницей рода. Олень был символом счастливого и долгого брака, поэтому зачастую оленей дарили молодоженам. Птицы стали помощниками Матери-земли, вестниками пробуждения природы. Коровы символизировали плодородие и сулили хороший урожай крестьянам.